Надпись о строительстве Святых врат в Ипатьевском монастыре, осуществлённом на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Фёдоровича Годуновых.

Между 31 мая и 31 августа 1586 г.

CIR0076
OG0104 

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.

Троицкий собор. Северная внутренняя стена гульбища справа от северных входных дверей в четверик. Первоначально плита с надписью была установлена на Святых вратах Ипатьевского монастыря, в 1798 архиепископом Костромским и Галичским Павлом (Зерновым) — перенесена на гульбище Троицкого собора и вмонтирована в северную стену, где и находится сейчас. Возможно, во время работ по выемке и перемещению плиты надпись и получила существующие повреждения.

Белокаменная плита-вставка прямоугольной формы. Правый край плиты оббит.

Врезная надпись в 7 строк заключена в рамку с растительным узором, сделанным краской. Буквы прокрашены черной краской, поверхность плиты отполирована. Буквы надписи распределены по плите неравномерно. В левой её части буквы шире и меньше, чем в правой части надписи, и чаще соединены в лигатуры. Эпиграфический полуустав высокого качества. Лигатуры: стк. 1 — ҂з в обозначении года, наг в слове «бл҃говѣрнаго», лю и ив в слове «христолюбива», ли и аг в слове «великаго», рꙗ в слове «гдⷭ҇рꙗ», слово «цр҃ꙗ», ли в слове «великаⷢ҇», нꙗ в слове «кнꙗⷥ»; стк. 2 — до в слове «ѳеⷣора», ан и ча в слове «ивановича», ца в слове «самодержца», ив в слове «бл҃гочстивыа̑», лю и ив в слове «христолюбивыа̑», цари в слове «ца[р]и(цы)»; стк. 3 — ли в слове «великиа̑», нꙗ и ни в слове «кнꙗг[<и>]ни», ри и ны в слове «и҆рины», тр и ти в слове «третие̑», лѣ в слове «лѣто», др в слове «гдⷭ҇рьства», на и ча в слове «начаты», ла и ти в слове «дѣлати»; стк. 4 — гр в слове «ѡ҆́граⷣ», пр и ли в слове «превелики{и}а̑», ла в слове «лав̑ры», пр, на, ча и ны в слове «пребеⷥначалныа̑», тр и ца в слове «тро[<и>]ца», па и цк в слове «ипацкаⷢ҇», ма, на и рꙗ в слове «манастырꙗ»; стк. 5 — ив в словосочетании «и вѣрою», ри и на в слове «боѧрина», ми в слове «дмитреа̑», ан и ча в слове «ивановича», ри и на в слове «бо[<я>]рина»; стк. 6 — ри в слове «(Бо)риса», ча в слове «ѳедоровича», ан, ап и ам в словосочетании «годꙋнова на памѧт», ир и ди в словосочетании «своиⷯ родителе», ны в слове «вѣчныи», ми в слове «поми(нок)». Суспенсия: ҂з҃ч҃дⷢ҇ (стк. 1), христолюбиваⷢ҇҃ (стк. 1), великаⷢ҇҃ (стк. 1), еⷢ҇ (стк. 3), ѡ҆́граⷣ (стк. 4), ипацкаⷢ҇ (стк. 4). Оформление начала слов с помощью выносных букв: ивановича (стк. 2, 5), ипацкаⷢ҇҃ (стк. 4), годꙋнова (стк. 6), рода̑ (стк. 6). Оформление окончаний слов с помощью выносных букв: сии (стк. 3), тщанием (стк. 5), памѧт (стк. 6), роⷣ (стк. 6), дшаⷯ своиⷯ (стк. 6), своиⷯ родителе (стк. 6), вѣчныи (стк. 6). Написание слов в виде выносных букв: и (стк. 1, 4, 6). Контрактуры: бл҃говѣрнаго (стк. 1), гдⷭ҇рꙗ цр҃ꙗ (стк. 1), кнꙗⷥ (стк. 1), бл҃гочстивыа̑ (стк. 2), гдⷭ҇рьства (стк. 3), ст҃ые (стк. 3), ст҃ыа̑ (стк. 4), дшаⷯ (стк. 6). «Вензельное» написание букв: в слове «самодержца» (стк. 2) буква о вписана между вертикальными мачтами буквы м. Ошибки резчика: пропуск буквы Ц в слове «самодерж<ц>а» (стк. 2), пропуск второго титла в слове «бл҃гочстивыа̑» (стк. 2), пропуск титла в слове «дшаⷯ» (стк. 6), пропуск буквы И в словах «кнꙗг[<и>]ни» (стк. 3) и «тро[<и>]ца» (стк. 4), пропуск буквы Я ( или ѧ) в слове «бо[<я>]рина» (стк. 5), лишнее выносное И в слове «превелики{и}а̑» (стк. 4).

Транскрипция

лѣта ҂з҃ч҃дⷢ҇ повелѣнием бл҃говѣрнаго и҆ христолюбиваⷢ҇ великаго гдⷭ҇рꙗ цр҃ꙗ и великаⷢ҇ кнꙗⷥ
ѳеⷣора ивановича всеа̑ рꙋси самодерж
[<ц>]а и҆ его бл҃гочстивыа̑ и̑ христолюбивыа̑ ца[р]и
цы великиа̑ кнꙗг
[<и>]ни и҆рины в третие̑ лѣто гдⷭ҇рьства еⷢ҇ начаты бысть дѣлати сии ст҃ые врата
и҆ ѡ҆́граⷣ камена ѡ҆́коло сеа̑ превелики{и}а̑ лав̑ры ст҃ыа̑ и пребеⷥначалныа̑ тро
[<и>]ца ипацкаⷢ҇ манастырꙗ
тщанием и вѣрою боѧрина дмитреа̑ ивановича годꙋнова да бо
[<я>]рина и конюшево бо
риса ѳедоровича годꙋнова на памѧт Ѿ рода̑ в роⷣ а̑ по дшаⷯ своиⷯ и по своиⷯ родителеⷯ в вѣчныи поми
нокъ

Лета 7094г(о) [1586] повелением бл(а)говернаго и христолюбиваг(о) великаго г(оспо)д(а)ря царя ц(а)ря и великаг(о) княз[я] Федора Ивановича всеа Руси самодерж[<ц>]а и его бл(а)гоч(е)стивыя и христолюбивыя царицы великия княг[<и>]ни Ирины в третие лето г(о)с(по)д(а)рьства ег(о) начаты бысть делати сии с(вя)тые врата и оград камена около сеа превелики{и}а лавры С(вя)тыа и Пребезначал(ь)ныа Тро[<и>]ца Ипацког(о) манастыря тщанием и верою боярина Дмитрея Ивановича Годунова да боярина и конюшево Бориса Федоровича Годунова на памят(ь) от рода в род по д(у)шах своих и по своих родителех в вечный поминок.

Комментарии

Структура надписи

Datatio1
|1 лѣта ҂з҃ч҃дⷢ҇
Intitulatio
|1 повелѣнием бл҃говѣрнаго и҆ христолюбиваⷢ҇ великаго гдⷭ҇рꙗ цр҃ꙗ и великаⷢ҇ кнꙗⷥ |2 ѳеⷣора ивановича всеа̑ рꙋси самодерж[<ц>]а и҆ его бл҃гочстивыа̑ и̑ христолюбивыа̑ ца[р]и|3цы великиа̑ кнꙗг[<и>]ни и҆рины
Datatio2
|3 в третие̑ лѣто гдⷭ҇рьства еⷢ҇ в третие̑ лѣто гдⷭ҇рьства еⷢ҇
Fundatio
|3 начаты бысть дѣлати сии ст҃ые врата |4 и҆ ѡ҆́граⷣ камена ѡ҆́коло сеа̑ превелики{и}а̑ лав̑ры ст҃ыа̑ и пребеⷥначалныа̑ тро[<и>]ца ипацкаⷢ҇ манастырꙗ
Subscriptio
|5 тщанием и вѣрою боѧрина дмитреа̑ ивановича годꙋнова да бо[<я>]рина и конюшево бо |6риса ѳедоровича годꙋнова
Dispositio
|6 на памѧт Ѿ рода̑ в роⷣ а̑ по дшаⷯ своиⷯ и по своиⷯ родителеⷯ в вѣчныи поми|7нокъ

Текстологический комментарий

1. ҂з҃ч҃дⷢ҇] ҂зчд (1586) — еп. Павел. 1586 — П. Островский. зчд (1586) — Костромской... 7094 — В. Г. Брюсова (а), 7094-го — В. Г. Брюсова (б), Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, В. Н. Козляков. бл҃говѣрнаго] благовѣрного — еп. Павел, Костромской... благоверного — В. Г. Брюсова (а и б), В. Н. Козляков. христолюбиваⷢ҇] боголюбивого — еп. Павел. боголюбиваго и — П. Островский. Боголюбиваго — Костромской... боголюбивого — В. Г. Брюсова (а и б). христолюбиваго и — Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, В. Н. Козляков. великаго гдⷭ҇рꙗ цр҃ꙗ и великаⷢ҇] у еп. Павла нет. великаго] великого — В. Г. Брюсова (а и б). и] у П. Островского и В. Н. Козлякова нет. великаⷢ҇] великаго — П. Островский, Костромской..., В. Н. Козляков. великого — В. Г. Брюсова (а и б). великаго и — Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин. 2. ивановича] Івановича — еп. Павел, Костромской... всеа̑] всея — еп. Павел, П. Островский, Костромской..., В. Г. Брюсова (а и б), Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, В.Н. Козляков. рꙋси] Русіи — П. Островский. самодерж<ц>а] самодержа — надпись. самодержца — еп. Павел, П. Островский, Костромской..., В. Г. Брюсова (а и б), Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин. бл҃гочстивыа̑] Благочестивыа — еп. Павел. благочестивыя — П. Островский, Костромской..., В. Г. Брюсова (а и б), Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, В. Н. Козляков. христолюбивыа̑] христолюбивыя — П. Островский, Костромской..., В. Г. Брюсова (а и б), Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, В. Н. Козляков. 3. великиа̑] В. — П. Островский, великія — Костромской... великия — В. Г. Брюсова (а и б), Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, В. Н. Козляков. кнꙗг[<и>]ни] кнꙗгии — надпись. княгини — еп. Павел, П. Островский, Костромской..., В. Г. Брюсова (а и б), Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин. в третие̑] въ третіе — еп. Павел, П. Островский, Костромской… гдⷭ҇рьства] государства — еп. Павел, П. Островский, Костромской..., В. Г. Брюсова (а и б), Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, В. Н. Козляков. еⷢ҇] его — еп. Павел, П. Островский, Костромской..., В. Г. Брюсова (а и б), Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, В. Н. Козляков. бысть] быти — П. Островский. были — Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин. сии] сiи — еп. Павел, П. Островский, Костромской... 4. ѡ҆́граⷣ] оградка — еп. Павел, П. Островский, В. Г. Брюсова (а и б). оградки — Костромской…, В. Н. Козляков. огрядка — Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин. камена] сіа — еп. Павел, П. Островский. ена — Костромской… сеиа — Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин. у В. Н. Козлякова нет. сеа̑] сея — Костромской…, В. Г. Брюсова (а и б), Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, В. Н. Козляков превелики{и}а̑] превеликииа̑ ― надпись. превеликiа — еп. Павел, Костромской… превеликiя — П. Островский. превеликия — В. Г. Брюсова (а и б), Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин. ст҃ыа̑] святыя — еп. Павел, П. Островский, Костромской…, В. Г. Брюсова (а), В. Н. Козляков. святые — В. Г. Брюсова (б), Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин. и] у еп. Павла, П. Островского, Костромской…, В. Г. Брюсовой (а и б), Л. С. Куколевской, И. В. Рогова и С. А. Уткина, В. Н. Козлякова нет. пребеⷥначалныа̑] пребезначальныа — еп. Павел, Костромской… пребезначальныя — П. Островский. пребезначальныя — В. Г. Брюсова, Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, В. Н. Козляков. тро[<и>]ца] троца — надпись. Троица — еп. Павел, Костромской… Троици — П. Островский. Троицы — В. Г. Брюсова (а и б), Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин. ипацкаⷢ҇] Ипацкаго — еп. Павел, П. Островский, Костромской…, В. Г. Брюсова (б). Ипацкого — В. Г. Брюсова (а), Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, В. Н. Козляков. манастырꙗ] монастыря — еп. Павел, П. Островский, В. Г. Брюсова (а и б), Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, В. Н. Козляков. монастыра — Костромской… 5. дмитреа̑] Димитрiа — еп. Павел, Костромской… Димитрія — П. Островский. Дмитрия — В. Г. Брюсова (а и б), Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин. Димитриа — В. Н. Козляков. ивановича] Івановича — еп. Павел, П. Островский, Костромской… бо[<я>]рина] борина ― надпись. боярина — еп. Павел, П. Островский, Костромской…, В. Г. Брюсова (а и б), Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, В. Н. Козляков. и] у еп. Павла, П. Островского, Костромской…, В. Г. Брюсовой (а), Л. С. Куколевской, И. В. Рогова и С. А. Уткина нет. конюшево] конюшего — еп. Павел, П. Островский, В. Г. Брюсова (а и б), Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, В. Н. Козляков. 6. памѧт] память — еп. Павел, П. Островский, Костромской…, В. Г. Брюсова (а и б), Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин, В. Н. Козляков. рода̑] род — В. Г. Брюсова (а и б), Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин. по дшаⷯ] и на душахъ — П. Островский. у В. Г. Брюсовой (а) нет. а по душах — Л. С. Куколевская, И. В. Рогов и С. А. Уткин. по своиⷯ] посвоихъ — П. Островский. в вѣчныи] ввѣчной — П. Островский. вѣчныи] вѣчной — еп. Павел, Костромской… вечной — В. Н. Козляков.

Филологический комментарий

Обозначение твёрдости / мягкости согласных с помощью выносных букв и букво-тител: повелѣнием бл҃говѣрнаго (стк. 1), бысть (стк. 3), лав̑ры (стк. 4), пребеⷥначалныа̑ (стк. 4), тщанием (стк. 5), дмитреа̑ (стк. 5), памѧт (стк. 6), роⷣ (стк. 6), дшаⷯ своиⷯ (стк. 6), своиⷯ родителе(стк. 6), вѣчныи (стк. 6).

Реально-исторический комментарий

Костромской Троицкий Ипатьевский монастырь по преданию был основан предком Годуновых — мурзой Четом. В обители находилась родовая усыпальница Годуновых, которые покровительствовали монастырю и делали в него многочисленные вклады.

Intitulatio и subscriptio характеризуют надпись как разновидность частноправового акта строительных работ, при этом распоряжение («повеление») главы государства не сопровождено благословением священноначалия или не требует (?) его, так как в формуляр не включены имена главы Русской Церкви и / или епархиального архиерея, хотя в это время они, как правило, отмечались в строительных надписях.

Надпись отмечает дату начала строительства монастырской стены и свидетельствует, что оно началось с возведения Святых врат. Тем не менее, надпись не сообщает о возведении надвратного храма во имя св. великомученика Феодора Стратилата с приделом во имя св. великомученицы Ирины — святых покровителей царя Фёдора Иоанновича и его жены Ирины Фёдоровны (родной сестры Бориса Годунова). По-видимому, его строительство началось позднее, в процессе сооружения монастырской стены (завершилось в 1590 г.) и продолжалось до 1597 г. (расписан и освящён в 1600 г.)[1]. Дата, указанная в надписи, лежит в промежутке между 31 мая (начало третьего года царствования Фёдора Ивановича) и 31 августа 1586 г. (окончание 5094 г. от сотворения мира). Возможно, расплывчатость даты свидетельствует о том, что надпись была выполнена заранее. В этом случае наиболее вероятным днём начала строительных работ, связанным с чином освящения Святых ворот, можно считать 31 мая (день рождения и день венчания Фёдора Ивановича на царство) или, что предпочтительнее, 8 июня (память св. Феодора Стратилата). Монастырская ограда, о строительстве которой говорится в надписи, представляла собой правильный параллелограмм длиной в 387 саженей (более 824 м), с высотой до 9 аршинов (ок. 6 метров) и была усилена 6 башнями. На стенах и башнях были установлены пушки, сыгравшие роль в обороне монастыря в Смутное время[2]. В. Н. Козляков полагает, что надпись свидетельствует о «внутренних, глубоко личных мотивах» каменного строительства, которыми руководствовались Годуновы[3]. 1. гдⷭ҇рꙗ. Со времени правления Фёдора Ивановича элементы «гдⷭ҇рь и самодержец» составляют обязательный элемент титулатуры главы Русского государства. На больших и малых государственных печатях Фёдора Иоанновича титул «господарь» встречается как в полном[4], так и в подтительном написании[5]. Соответственно, титул «гдⷭ҇рꙗ» в данной надписи должен быть раскрыт как «господарь». 4. гдⷭ҇рьства. В соответствии с особенностями царской титулатуры термин должен быть раскрыт как «господарьство» в значении «правление», «царствование»[6]. 4. лав̑ры. Контекст надписи показывает, что данный термин, вероятно, подчеркивает особое положение Ипатьевского монастыря по отношению к иным обителям Костромы[7]. По мнению В. Н. Козлякова, данный («высокопарный») термин для наименования Ипатьевского монастыря принадлежит Годуновым[8]. 5. дмитреа̑ ивановича годꙋнова. Дмитрий Иванович Годунов начал службу при дворе удельного князя Юрия Васильевича Угличского и после его смерти в 1563 г. перешёл на царскую службу. В опричных разрядах впервые упоминается в сентябре 1567 г., когда был постельничим в Литовском походе Ивана Грозного. В 1574 г. пожалован в окольничие, в 1577 г. получил чин боярина, в 1586 г. — назначен наместником в Великом Новгороде, в 1596 г. стал главой Конюшенного приказа. В 1605 г. отправлен Лжедмитрием I в ссылку и в следующем году умер[9]. Похоронен в родовой усыпальнице Годуновых в Ипатьевском монастыре. 5–6. конюшево бо|6риса ѳедоровича годꙋнова. Борис Фёдорович Годунов, племянник Дмитрия Ивановича Годунова, шурин царя Фёдора Ивановича. Родился в 1552 г. В 1570 г. начал службу в опричнине. В 1578 г. пожалован в кравчие, в 1580 г. получил чин боярина. В день коронации Фёдора Ивановича пожалован в конюшие, получил чин ближнего великого боярина, наместника Казанского и Астраханского царств. После смерти царя Фёдора Ивановича и пресечения династии московских Рюриковичей был избран царём на Земском соборе. Умер 13 апреля 1605 г. Характерно, что при перечислении Д. И. и Б. Ф. Годуновых в надписи соблюдён принцип родового и служебного старшинства. Стк. 6на памѧт Ѿ рода̑ в роⷣ. Парафраз Пс. 44: 18: помѧнꙋ́ и҆́мѧ твоѐ во всѧ́комъ ро́дѣ и҆ ро́дѣ. Dispositio надписи отражает типичный для XVI–XVII вв. процесс, связанный с распространением синодиков и отношением к монастырскому и церковному строительству как к богоугодному делу, обеспечивающему храмоздателю и его роду вечное поминовение, когда в строительные надписи стали включаться формулы, типичные для данных грамот.

Примечания

[1] Баталов А. Л. Московское каменное зодчество конца XVI в. М., 1996. С. 50.

[2] Баженов И. Костромской Ипатиевский монастырь. Историко-археологический очерк. Кострома, 1909. С. 9.

[3] Козляков В. Н. Борис Годунов. Трагедия о добром царе. М., 2011. С. 101.

[4] Снимки древних русских печатей государственных, царских, областных, городских, присутственных мест и частных лиц. Вып. 1. М., 1880. С. 22 (1584), 23 (1585), 25.

[5] Снимки древних русских печатей государственных, царских, областных, городских, присутственных мест и частных лиц. Вып. 1. М., 1880. С. 24 (1589).

[6] СлРЯ XI–XVII вв. Вып. 4. М., 1977. С. 100. s.v. господарство. 2. В Словаре обыденного языка XVI–XVII вв. данное словоупотребление не отражено. См.: СлОРЯ XVI–XVII вв. Вып. 4. СПб., 2011. С. 207. s.v. господарство.

[7] Ср.: СлРЯ XI–XVII вв. Вып. 8. М., 1981. С. 158. s.v. Лавра1, где возможность данного словоупотребления не рассматривается.

[8] Снимки древних русских печатей государственных, царских, областных, городских, присутственных мест и частных лиц. Вып. 1. М., 1880. С. 24 (1589).

[9] Кобрин В. Б. Опричнина. Генеалогия. Антропонимика. Избранные труды. М., 2008. С. 36.

Сведения о документировании и описании памятника

Документировано 16.08.2016 г., код документирования OG0104, код надписи СIR0076.
Документирование и моделирование: Сергей Пешков, Виталий Красноруцкий, Антон Клейменов, Александр Сидоров, Екатерина Романенко, Дарья Анисимова, Евгений Юшин.
Исследование и описание: Александр Авдеев, Ольга Радеева.
Публикации: [Павел (Подлипский) еп.]. Описание Костромского Ипатиевского монастыря, в коем юный Михаил Феодорович Романов умолен знаменитым посольством московским на царство русское. М., 1832. С. 24–25 (по собственной копии, гражданским шрифтом); Островский П., прот. Историко-статистическое описание костромского первоклассного Ипатьевского монастыря. Кострома, 1870. С. 10–11 (гражданским шрифтом, по собственной копии); Костромской Ипатиевский монастырь. Изд. редакции Костромских Епархиальных Ведомостей. Кострома, 1913. С. 32 (гражданским шрифтом); Брюсова В. Г. Ипатьевский монастырь. Ярославль, 1968. С. 19 (гражданским шрифтом в современной орфографии), 20 (фото) (а); Брюсова В. Г. Ипатьевский монастырь. М., 1982. С. 16 (гражданским шрифтом в современной орфографии), илл. 23 (фото) (б), Куколевская Л. С. Ипатьевский монастырь. М., 2003. С. 60 (гражданским шрифтом в современной орфографии), 61 (фото); ); Рогов И. В., Уткин С. А. Ипатьевский монастырь. Исторический очерк. М., 2003. С. 21 (гражданским шрифтом в современной орфографии, по чтению Л. С. Куколевской); Козляков В. Н. Борис Годунов. Трагедия о добром царе. М., 2011. С. 101 (по собственной копии, гражданским шрифтом, в современной орфографии).