Топонимика эпитафий пещерного некрополя Псково-Печерскоко монастыря, XVI-XVIII век

Одной из важных особенностей эпитафий стенных плит (керамиид) пещерного некрополя Псково-Печерского монастыря является пространный характер надписей, достаточно часто представляющий в распоряжение исследователя обширный материал о социальном статусе, происхождении, обстоятельствах и месте смерти похороненных. Настоящая карта отображает связи Псково-Печорского монастыря с окружающим пространством, выраженные в топонимах, отмечающихся в эпитафиях.

Топонимика надписей связана, чаще всего, с происхождением похороненного (место рождения или последнее постоянное место жительства). Вполне естественным образом в надписях преобладают жители Печор и окрестных населенных пунктов (например, Изборска и Пачковки (ныне часть Печор)) и соседних с Псковом уездов — собственно псковичи, лучане (Великие Луки), торопчане (Торопец), невляне (Невель), пусторжевцы (Ржева Пустая, ныне Новоржев). Реже отмечаются новгородцы и москвичи (как правило «дворяне московские и новгородские, что отражает скорее региональную принадлежность, чем реальное место жительства), иногда встречаются ржевитяне (Ржев) и даже жители Арзамаса, удаленного от Печор более чем на 1000 километров.

Вторая группа топонимов — места смерти, как правило, насильственной и связанной с событиями военых конфликтов XVI-XVIII веков. В основном это замки, города и местечки Ливонии (Юрьев Ливонский, Колывань, Пайда, Пернов, Каркус, Нугген, Нейгаузен (Новый городок), Кесь, Скровно) и землях Великого Княжества Литовского (Друя, Валуи, Полонка). В одном случае тело покойного было привезено из Калуги, более чем за 700 километров. Интересно отметить, что Псков в качестве места смерти упоминается редко — и только в связи с событиями «Мироносицкой вылазки» — сражения на Завелиьче во время псковского восстания 12 июля 1650 года.

 

Псково-Печерский монастырь
Места смерти
Места рождения или последнего постоянного проживания

Смотреть в полноэкранном режиме